Советы нейропсихолога.

30.03.2014 22:39

Что может скрываться за двойками, или Истинные причины неуспеваемости

   

Современная система обучения в школе рассчитана на человека, мозг которого полностью сформирован. Однако созревание мозга - процесс хоть и закономерный, но длительный, и протекает у каждого ребенка по-своему, с разной скоростью и неравномерно. Мозг со временем, конечно же, созреет, но когда это произойдет, ребенок может упустить очень многое из школьного материала. Почему ребенок так несобран и неусидчив? Почему на уроке все у него падает, он и десяти минут не усидит спокойно на стуле? 
Нейропсихологи объясняют подобные ситуации тем, что в настоящее время у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базально-лобных отделов. Эти отделы первыми принимают информацию извне. Они питают мозг, как батарейка питает электроприборы. Если их тонус снижен, то весь мозг работает, как лампочка вполнакала… Эти отделы мозга формируются раньше всех, но в неблагоприятных ситуациях они первыми и страдают: алкоголь или болезни у будущей матери, осложненная беременность и патологии при родах, травмы и тяжелые заболевания в раннем детстве…
Поэтому у него всё падает , чтоб он смог поднять ..... И таким образом ребенок интуитивно ищет способы компенсации и стимуляции работы мозговых структур (во время движения мозг лучше насыщается кислородом). 
Несформированность этого энергетического блока (и это встречается чаще всего) не позволяет ребенку долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости и истощаемости, что часто ошибочно расценивается окружающими как интеллектуальная несостоятельность. 
Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему не слушается, плохо ведет себя? 
Следующим в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность блока программирования и контроля. Это может быть связано с гипер- или гипотонусом после рождения, что говорит о несформированности его психических процессов. 
Эти дети не учитывают правила поведения, они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу или заниматься на диктанте всякой ерундой и мешать соседу. 
 Почему ребенок легко воспринимает один предмет и никак не может освоить другой? 
Почему пишет как курица лапой, а ошибок в диктантах становится все больше? 
Недостаточность блока приема, хранения и переработки информации отвечает за память, восприятие предметов и пространства. Проявляется это в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «д» и «б», неуспеваемости по русскому языку и математике, чтению и черчению, истории и химии… 
Ошибочно считается, что если трудности в письме, то надо больше писать, если в чтении - больше читать. Эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы, польза от них минимальная, и они не приносят должного результата. А иногда дают результат, прямо противоположный. 
Ваше чадо не может выучить таблицу умножения, плохо запоминает стихи, с трудом владеет устным счетом. И хотя оно «долбит» таблицу умножения, это не помогает. А все потому, что у него плохо развито чувство ритма. И «долбежка» не поможет изменить организацию его мозга, а только больше будет угнетать и истощать мозг. А развитие соответствующих отделов головного мозга выправит ситуацию. 
Ребёнок, с нормальным слухом, зрением и интеллектом, пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание или из-за несформированности отделов мозга, отвечающих за зрительно-пространственную ориентацию. И этим детям требуется различная программа нейропсихологической коррекции. 
Поэтому, прежде чем заниматься дополнительно тем или иным предметом с отстающим ребенком, следует выяснить природу его школьных неуспехов и тогда уже постараться помочь. 
Существующая сегодня нейропсихологическая диагностика может определить, недостаточность каких именно мозговых структур влияет на успеваемость ребенка, делается это по специализированным нейропсихологическим пробам (задания, игры) и по анализу характера ошибок.