Этот сложный переходный возраст, или С ног на голову 

www.7ya.ru/article/Etot-slojnyi-perehodnyi-vozrast-ili-S-nog-na-golovu/

Мотивациия - залог успеха!

Чтобы дети учились, у них должна быть мотивация.

Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле... Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь...

А зачем все это?

Зачем дети ходят в школу?

Мы-то знаем, зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или неинтересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.

Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки.

Вопрос: насколько это эффективно?

Внутренняя мотивация: дитя заявляет: "Я хочу!" и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания - интересный и увлекательный. Для каждого свой.

Младшие классы

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и, наоборот, нежелание выслушивать его упреки.

"Я учусь потому, что, если получу двойку, меня будут ругать". Лена Г., 1-й класс.

"Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко". Маша П., 2-й класс.

"Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же". Лиза Г., 1-й класс.

 

Следует учитывать и то, что смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы "перетерпеть" скучные уроки. И, наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться на успеваемости.

Вопрос: так ли плоха внешняя мотивация, так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступят усталость и апатия. К тому же, ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без внешней мотивации не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.                                                                                                                                Можно ли выработать мотивацию?

Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще. Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами.

Старайтесь   настроить   школьника   на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 - похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.

Не берите с него обещания выполнить следующее задание на "отлично". Такая задача невыполнима!

Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: "К пяти часам уроки должны быть сделаны!" могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух - похвалите его: ему интересно, он старается.

Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.

Не перебарщивайте с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!

Осторожно относитесь к ситуациям соревнования (призовых мест всего три, а в классе 25 человек!). Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком, лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но, возможно, выйдет Коко Шанель.

 Как сформировать мотив

Дети психологически зависимы от взрослых, и выработка мотивации во многом зависит от вас.

Но лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.

Наталья Анохина

Как определить талант ребенка

Сегодня принято считать, что способности ребенка могут лежать в одной из восьми областей человеческой деятельности.

Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

- любит конструировать модели, приборы;

- сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

- может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

- любит и умеет рисовать;

- "видит" чертежи и эскизы механизмов;

- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

- сочиняет свои собственные мелодии;

- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

- не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка в том, что он:

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

- с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

- пластичен и открыт всему новому;

-любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый школьный материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант, если он:

- он очень энергичен и все время хочет двигаться;

- он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

- неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

- кажется, что он никогда всерьез не устает;

- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

 

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;

- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

- не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это означает только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета.

Источник: www.baby.com.ua

 

Уважаемые родители!

Улучшить память

Наверное это всё же хорошая память. 
Как улучшить память с помощью простых приемов? 
Напомним, какие продукты в нашем питании улучшают память. Это испокон веков знали деревенские знахари. Вот их советы: 
- улучшают память растительные масла (оливковое, соевое, подсолнечное, рапсовое, арахисовое) , а также рыбий жир; 
- жирная рыба, такая, как сельдь, тунец, скумбрия (употребление мяса сократить) ;
- макаронные изделия, хлеб, картофель (губят память белый сахар, конфеты и пирожные) ; 
- очень благотворно действуют на наш мозг в этом отношении хлеб с отрубями, горох, фасоль, сыр, орехи, гречневая и другие крупы. 
Предлагаем вашему вниманию несколько методов тренировки памяти. Они несложны и доступны каждому. 
Совет 1. Идя по улице, старайтесь быть внимательными к тому, что видите, слышите, обоняете, чувствуете. А придя домой, постарайтесь вспомнить все это в деталях. Тренируя таким образом свою наблюдательность, вы через некоторое время с удивлением обнаружите значительное улучшение своей памяти. 
Совет 2. Совет автомобилистам: стоя в пробке на дороге, используйте с толком это время, постарайтесь запомнить стоящие впереди машины, включив ассоциативную память. Например, перед вами машина с буквами в номере «КА» . Придумайте короткое предложение с ними, типа «Команда атакует» , и вы легче запомните эту комбинацию букв. Это поможет вам фиксировать знаки даже в сложных, экстремальных ситуациях. 
Совет 3. Читая газету, старайтесь быстро, с помощью фломастера или маркера, отмечать в тексте слова, где есть, допустим, по две одинаковые согласные буквы рядом (ассоциация, аккредитация) или по две одинаковые гласные (свО-бОда, номИнацИя) и т. д. Тем самым вы добиваетесь усиления концентрации внимания, а значит, и запоминания. 
Совет 4. Дайте себе мысленное задание составить рассказ о друге детства. Постарайтесь вспомнить о нем все, что только возможно: общий вид, походку, лицо, прическу, характерные гримасы, словечки, одежду. Проделайте то же самое по отношению к любимым (или нелюбимым) учителям и к одноклассникам. И вы будете поражены тем, как хороша ваша память на лица. Тренируйте ее почаще. 
Совет 5. Удивительно просто и эффективно следующее упражнение: делая что-то по дому, попробуйте менять правую руку на левую и левую - на правую (если вы левша) . Пусть сначала будет очень непривычно, неловко, но это важно. Для чего? Перекладывая при еде ложку или вилку из привычной руки в непривычную, вы активизируете ту часть мозга, которая обычно при этом не задействована, дремлет. Активизируя мозг, вы активизируете память. 
Совет 6. Чтобы освежить свою голову, уставшую от работы, чтения, писания текстов, можно проделать следующее упражнение. Вообразите себе, что ваш нос..продолжается карандашом, с грифелем любимого вами цвета. И вы стараетесь ровно, аккуратно, красиво вывести в воздухе кончиком этого карандаша цифру «8». Тело должно быть при этом не напряженным, а расслабленным, дыхание не прерывистым, а ровным. Такого рода перекрестное движение очень способствует вашему отдыху и освежению памяти.